FacebookYouTubeПідписатися на RSS

/Files/images/84400052.png

Батькам рекомендовано

https://learning.ua/

Батьки зазвичай краще знають своїх дітей, але їм теж, іноді, потрібна допомога або консультація.

Я теж одна з таких батьків (у мене двоє діточок), і відповіді на деякі питання я теж шукаю.

Чи пізно після трьох? Масару Ібука

Що мають зробити батьки – і що не зможуть виправити ні дитячий садочок, ні школа?

Ю́лия Бори́совна Гиппенре́йтер. "Общаться с ребенком. Как?"

Системи виховання:

http://oboskalova-ov.jimdo.com/

Дети разные. И пути музыкального, как, впрочем, и любого другого воспитания, разные. Поэтому было бы неверно оценивать педагогические системы, которых в мире немало, по качественной шкале: "хорошая", "лучше", "ещё лучше". Плохих не бывает. Они не проходят испытание временем. Правильней сказать: эта годится больше таким-то детям (например, излишне возбудимым), а эта таким-то. Универсальной, оптимальной системы, которая идеально подходит для всех детей, пока не придумано. В условиях семейного воспитания папы имамы тоже могут, учитывая индивидуальные особенности их ребёнка, придерживаться тех или иных принципов. Соответствующих тем или иным системам. Об этом данный очерк.

СИСТЕМА ДМИТРИЯ КАБАЛЕВСКОГО

У выдающегося музыканта и композитора ХХ века был яркий педагогический талант и дар провидца. Он смог в настоящем разглядеть будущее. Ещё в шестидесятые годы, будучи почётным президентом Международного общества музыкального воспитания ИСМЕ Дмитрий Борисович один из первых почувствовал приближающуюся опасность. Он предупреждал о приближении эпохи коммерциализации музыки. О приближении времени, когда великое искусство станет шоу-бизнесом, молодёжь попадет под влияние, мы бы сказали даже, под зависимость, от низкопробной, развлекательной массовой культуры.

Нечто похожее сегодня произошло. Не будем лукавить. Классическая музыка у большинства подрастающего поколения вызывает отторжение и дискомфорт, как музыка скучная и никому ненужная.

Как переломить ситуацию? Возможно ли это?

Кабалевский прекрасно знал о плачевном состоянии уроков музыки в общеобразовательной школе. Эти уроки, составленные из перемешанных в произвольных пропорциях частей (пение, слушание музыки, нотная грамота) были, за редким исключением, скучны и неинтересны. А, главное, оторваны от настоящего музыкального искусства, от жизни. Уроки и музыкальное искусство существовали как два параллельных мира и, практически, не пересекались.

Кабалевский попытался соединить уроки и музыку. И у него получилось. В чём её суть? Кабалевский говорил, что музыка покоится на трёх китах, на трёх главных составляющих— песне, танце, марше. Это и есть ниточка, соединяющая два мира. Потому что, с одной стороны напесне, танце и марше основываются сложнейшие произведения музыкальной культуры, а, с другой, они входят в музыкальный опыт всех детей с дошкольного возраста. Теперь "Марш деревянных солдатиков" из"Детского альбома" П.Чайковского становится непросто конкретным маршем, но одним из многих маршей. Если ребёнок это поймёт, то с радостью узнает марш, как нечто уже ему знакомое, скажем, в третьей части шестой симфонии П.Чайковского или в финале фортепианного концерта Д.Кабалевского. Тоже самое происходит с песней и танцем.

"Движение музыкальной мысли,— пишет композитор,— получая пищу из окружающей среды, продолжится и будет всё более набирать силу".

Другое важное направление системы Д.Кабалевского мы бы назвали методом Сократа. Дети, помысли Дмитрия Борисовича, приходят к тем или иным выводам не в результате лекций или рассказов, от которых они засыпают, асами. Размышляя и разговаривая омузыке. При помощи наводящих вопросов учителя. В нашем случае, папы или мамы. Ну, например:

—Что нужно для того, чтобы получилась песня?
—Композитор.
—А ещё?

Ребёнок задумался. Напойте ему какую-нибудь известную песню без слов.

—Чего здесь не хватает?
—Слов.
—Верно. Значит, кто ещё сочиняет песню?
—Поэт.
—А кто нужен, чтобы исполнить песню?
—Певец. Музыкант.
—Правильно. Какие бывают песни?

Вы поёте детскую песню.

—Какая это песня— взрослая или детская?
—Детская.
—Какие ещё бывают песни?
—Взрослые.
—А ещё? Как называется песня, которую маленьким детям поют перед сном?
—Колыбельные.
—А песни о войне?
—Военные.

Ит.д. ит.п. Подобные разговоры о музыки, когда вопросы взрослых помогают детям самим найти ответ, чудесным образом делают разговоры о музыке интересными и увлекательными.

СИСТЕМА КАРЛА ОРФА

Немецкий композитор Карл Орф, современник Д.Кабалевского, придумал систему музыкального воспитания, которая, как и система русского композитора, рассчитана не на избранных, не на имеющих специальную музыкальную подготовку, а на всех детей. Её суть в развитии творческой фантазии, в элементарном музицировании. В игре на простейших, в основном, ударных, шумовых музыкальных инструментах. В движении под музыку. В инсценировании детских песенок и сказок. То есть в том, что дети особенно любят и делают с удовольствием. Тем более, что такие танцы и движение сопровождаются не только игрой на ударных музыкальных инструментах (барабанах, ложках, ксилофоне ит.п.), но и"звучащими жестами"— хлопками, шлепками по бёдрам, топаньем ногами, щелчками пальцами, цоканьем языком и проч.

Всё это не только превращает музицирование в радостное, увлекательное действие, но и формирует творческую фантазию, прививает любовь к пению, развивает чувство ритма. Чтобы понять, как конкретно можно использовать метод Карла Орфа, приведём конкретный пример.

Песенка-игра "Добрый жук"

Все вы с детства знаете эту песенку на музыку Е.Шварца из кинофильма "Золушка", но на всякий случай напомним слова:

Встаньте дети, встаньте вкруг,
Встаньте вкруг, встаньте вкруг.
Жил на свете старый жук,
Старый, добрый друг!
Никогда он не ворчал, не кричал, не пищал.
Громко крыльями трещал,
Ссоры запрещал.

Встаньте дети, встаньте вкруг,
Встаньте вкруг, встаньте вкруг.
Ты мой друг и я твой друг,
Старый верный друг.
Полюбили мы жука,
Старика, добряка,
Очень уж душа легка
У того жука.

Встаньте дети, встаньте вкруг,
Встаньте вкруг, встаньте вкруг.
Ты мой друг и я твой друг
Старый, добрый друг!

Система Карла Орфа рассчитана на участие нескольких детей, но, проявив некоторую фантазию, мы вполне можем применить её элементы и в занятиях с одним ребёнком— вашими сыном или дочкой. Что для этого нужно? Придумать вместе (подчёркиваем— вместе) с вашим ребёнком танцевальные движения. Например: шаг в сторону— притоп. Шаг в другую сторону— притоп. На припеве хлопанье в ладоши. Движения, имитирующие жука. Например, вы прыгаете, сгорбившись, на согнутых ногах, с поднятыми как рога пальцами.

Сопровождение танца и пения игрой на любых шумовых инструментах и (или) некоторыми "звучащими жестами", о которых мы уже говорили. Постарайтесь обыграть сюжет. Например, на слова "встаньте вкруг" двигаться по кругу.

Папы имамы (бабушки, дедушки) тоже "впадают в детство", что иногда бывает приятно,— танцуют и поют вместе с ребёнком. Подвигайтесь так, и в дом придёт настоящее веселье.

СИСТЕМА МАРИИ МОНТЕССОРИ.

О замечательном итальянском педагоге Марии Монтессори (1870- 1952 г.г.) всего несколько слов. Мария была первая в католической Италии женщина-врач. Она не была музыкантом, но долгие годы руководила детским садом, занималась с детьми с ограниченными возможностями, тонко чувствовала детскую психологию и понимала, что музыка— важная составляющая воспитания. Её главные педагогические принципы— интерес детей и их свободный выбор. В своём детском саду Мария обратилась к системе музыкального воспитания, которая ей была ближе всего. К системе Карла Орфа. При этом она внесла в систему Орфа некоторые оригинальные черты. Так бывает всегда, когда соприкасаются две жизнеспособные системы: одна подпитывает другую. Монтессори считала самой важной задачей родителей— организовать для ребёнка развивающее пространство.Чтобы всё, что ему нужно, было под рукой. Далее малыш сделает свой выбор. В нашем случае, музыкальные инструменты, рекомендованные Карлом Орфом, лежали перед ребёнком, и он сам выбирал тот, который ему больше нравится. В нужное для него время.

Кроме того, Мария была верующим человеком исчитала, что дети наиболее точно иадекватно выражают замысел Бога, замысел Творца, иони способны сами найти свой путь. Родители при этом более наблюдатели, чем воспитатели.

СИСТЕМА ЗОЛТАНА КОДАИ.

Замечательный венгерский композитор, как и Д.Кабалевский, большое значение придавал музыкальному воспитанию детей. Вот несколько основных положений его системы.

Нет немузыкальных детей. Немузыкальные взрослые— это те, музыкальность которых в детстве не была замечена и развита. Поэтому Кодаи, пользовавшийся в Венгрии большим авторитетом, сумел добиться того, чего никогда не было ни в одной стране мира— уроки музыки в обычной, общеобразовательной школе стали ежедневными и занимали больше часов, чем все другие предметы.

Главное в музыкальном воспитании— пение и записывание мелодии по слуху. Именно этому, в основном, учили в венгерской школе. Лучший и самый доступный инструмент— голос, считал Кодаи. Поэтому пение важнее, чем игра на инструменте.

Воспитание человека не может быть полным без музыкального воспитания. Воспитание хорошего музыкального вкуса, по Кодаи, не только семейное дело, но важнейшая общественно-государственная задача.

Как метод раннего музыкального воспитания Золтан Кодаи предлагал воспитателям, особенно папам имамам, учить детей ходить и хлопать в ритме песни.

Золтан Кодаи выделял четыре элемента, которые отличают музыкального человека от немузыкального: развитый слух, развитый интеллект, развитые чувства и развитые руки.

ВАЛЬДОРФСКАЯ СИСТЕМА.

Об этой педагогической системе, возникшей вначале прошлого века под руководством немецкого педагога Рудольфа Штайнера, уже много лет не утихают споры. Одни считают, что эта система держит детей в оранжерейных условиях. И им будет трудно, когда они позже попадут в реальную жизнь. Другие, напротив, убеждены, что благодаря именно такому, лишённому насилия над личностью ребёнка, воспитанию, вырастают по настоящему свободные, гармонично развитые люди. Для нас, в рамках темы музыкального воспитания в семье, очевидно, что у этой системы воспитания многое можно позаимствовать. Что же именно?

Сначала эмоциональное воспитание— потом интеллектуальное.

Другими словами, музыка, разговаривающая на языке эмоций, становится важной основой раннего развития ребёнка. Причём в вальдорфских детских садах и школах не развивают специально ритм, слух, музыкальную память, но много поют и двигаются под музыку. Кроме того, все учителя, работающие в этом направлении, играют на том или ином музыкальном инструменте. Сами же простые инструменты (ударные, игрушечные, шумовые), как мы уже упоминали, лежат открыто и каждый ребёнок может на них поиграть.

Обучение без оценок и экзаменов.

Есть дети, у которых оценки и, особенно, экзамены вызывают негативное отношение к самому процессу обучения, в том числе музыкальному. Может быть, как раз отсутствие оценивающего фактора в вальдорфской системе способствуют важному преимуществу этой школы: школу, работающую по системе Штайнера, дети посещают охотно. В отличие от обычной, в которую они ходят без особого энтузиазма. Не исключено, что это феномен (обучение без оценок и экзаменов) мог бы распространиться и на вальдорфские музыкальные школы. Если бы такие появились.

Движение под музыку.

Это тоже находка Рудольфа Штайнера. Включается музыка самого различного характера, необязательно танцевального, и дети, самостоятельно (или подражая родителям) двигаются под неё. Как правило, таким движениям детей учить не надо. Они придумывают их сами. Меняется характер музыки, меняются движения. Один из очевидцев наблюдал, как это происходит в рамках вальдорфского садика в Израиле.

Занятия происходили на улице, в летнее время. Участвовала группа детей— 10 мальчиков и девочек от 3 до 7 лет. Здесь же стояли, составляя игровое пространство по системе Штайнера, старые, выброшенные настоящие вещи: холодильник, небольшой автомобиль, газовая плита и др. Включается музыка, и воспитатель начинает двигаться в её ритме. К нему присоединяются дети. Не все, атолько те, которые хотят подвигаться под музыку. Их большинство. Остальные продолжают играть, время от времени подключаясь к танцующим. Иногда дети подражают воспитателю. Иногда друг другу. Создаётся удивительная, дружеская, непосредственная атмосфера общения. Атмосфера, которая, вообще, характерна для вальдорфской школы.

Такой принцип свободного движения под музыку, конечно же, вполне реально применить в домашних условиях.

Много праздников.

Это также специфика школы Штайнера, которую мы рекомендуем для каждой семьи. В вальдорфских школах и садиках постоянно что-то празднуется: начало и окончание сезона— весны, лета, зимы, осени. Отмечаются всевозможные национальные праздники. И особенно, ярко и весело— дни рождения. В программе— игры, песни, игра на музыкальных инструментах, вручение подарков, чтение стихов и многое другое. Подготовка к праздникам становится важной составной частью педагогического процесса.

МЕТОД ШИНИЧИ СДЗУКИ

О его абсолютно уникальном методе раннего музыкального воспитания (доктор Судзуки начинал обучение детей на скрипке с двух-трёх лет!) тоже можно говорить как о методе состоявшемся, проверенном временем, потому что всё, что он делал, можно было посмотреть и послушать. Мир был поражён его удивительными ансамблями 4-5 летних скрипачей из 100-200 детей, чистенько и синхронно исполнявших музыку Вивальди, Моцарта, Бетховена.

Замечательный педагог умер в 1998 году, и тех, кто бы сумел повторить в полной мере подвиг Судзуки, пока нет. Видимо, здесь дело не только в уникальности метода, но и в уникальности педагога. В чём метод Судзуки? Можно суверенностью выделить три момента.

Все дети музыкальны. По мнению японского учителя (впрочем, этого мнение большинства авторов систем музыкального воспитания) все дети музыкальны. Без исключения. Надо только вовремя разглядеть и развить их способности.

Путь к успеху – любовь к детям. Доктор Судзуки был уверен, что невозможно добиться успеха в музыкальном (как ив любом другом) воспитании, если оно не построено на любви к детям. Можно быть строгими и требовательными, но надо любить ученика. Притворяться и играть в любовь невозможно. Дети тонко чувствуют фальшь и занятия, построенные не на любви к ребёнку, обречены на провал. Отсюда и третье условие.

Главные учителя – родители. Потому что никто так, как родители, не любит своих детей. Папы имамы становились для учеников Судзуки главными помощниками, а порой и главными учителями. Они присутствовали на занятиях. Они занимались дома с детьми. Они сами учились играть на скрипке вместе с детьми.

Цель музыкальных занятий с крохами определил сам гениальный учитель: "Моя задача не воспитать музыканта, а через музыку воспитать хорошего, благородного человека".

МЕТОД НИКИТИНЫХ.

Cистема раннего воспитания Бориса и Елены Никитиных, воспитавших семь здоровых, гармонично развитых, и, что важно для нас, любящих музыку, детей, вот уже более 50 лет одна из самых популярных в России. Вот её несколько основных положений.

Большое значение первого года. Как говорили сами Никитины— "года запуска". С рождения и до года Никитины «запускали" все направления и, если так можно выразиться, механизмы воспитательного процесса. Обычный среди пап имам настрой "Ну, вот чуть-чуть подрастёт (как правило, это "чуть— чуть" затягивается на многие годы)" для Бориса и Елены был исключен. Их принцип— всё начинается как можно раньше. То, что не сделано сегодня, завтра уже будет поздно.

Не давить, не мешать, а помогать. Этот основополагающий принцип вполне оптимистичен. Главная задача родителей, по Никитиным,— создать возможности (выражаясь научным языком, организовать развивающую среду). А дальше дети будут двигаться сами.

Активное физическое развитие. Закаливание, обилие вдоме спортивных снарядов, ходьба босиком, лечение холодом. Остановились на этом положении семьи Никитиных, которое, кажется, не имеет прямого отношения к музыкальному воспитанию, чтобы подчеркнуть: физическое воспитание— это главное. Все остальные направления, в том числе, музыкальное, имеют смысл, если не мешают воспитанию здорового ребёнка.

Заинтересованность родителей. Один из самых важных, по мнению Бориса и Лены, моментов, объясняющий, почему никакой учитель и воспитатель не может в полной мере заменить папу имаму. Другими словами, чем выше уровень заинтересованности старших и их любви к детям, тем выше результат.

МЕТОД ПАВЛА ТЮЛЕНИНА.

У Судзуки и Никитиных есть последователи. Они пытаются начинать учить ребёнка играть по нотам очень рано, в 2-3 года. "Знать ноты раньше, чем ходить". Так называется книга Павла Тюленева, автора методики интеллектуального развития, как бы продолжающая идею книги Масару Ибука, описывающего метод Судзуки "После трёх уже поздно".

К сожалению, мы не можем так явственно, как в случае с Судзуки, видеть результаты метода Тюленева, и поэтому не можем утверждать, что метод его проверен временем. Выделим основные принципы, на которых построен этот метод.

Начинать музыкальное воспитание с рождения. Тюленев основывается на исследованиях Глена Домана, директора института развития потенциальных возможностей человека (Филадельфия, США), других учёных физиологов. Доман считал, что "...в период от рождения до 3 лет мозг развивается очень быстро, и умственные возможности вэтом возрасте уникальны". По мнению Домана и Тюленева, то, что дети осваивают до трёх лет играючи (изучение иностранных языков, чтение, игру на музыкальных инструментах), в дальнейшем они овладевают с трудом.

Рядом с кроваткой младенца должен стоять музыкальный инструмент. Лучше всего синтезатор, до которого маленький музыкант мог бы дотянуться ручками. По мнению Тюленева, такое раннее знакомство с музыкальными звуками окажет на малыша положительное влияние.

Карточки с нотами и клавиатурой. Такие карточки, на которых были бы изображены не только ноты, но и части клавиатуры, показывающие, где эти ноты извлекаются, должны, по мнению автора методики, быть с семи-шести месяцев в поле зрения младенца. Таким образом, ранняя игра по нотам станет для него таким же обычным делом, как раннее чтение.

Время занятий и их продолжительность определяет сам ребёнок. Родители создают условия для развития ребёнка, подбирая ему нужные развивающие игры. А когда этими играми пользоваться и как долго, ребёнок решает самостоятельно. Вообще, непосредственное участие родителей в воспитательном процессе, по Тюленеву, менее значительно, чем в других педагогических системах.

Ничего лишнего. В окружении ребёнка надо тщательно избегать всего отвлекающего. Особенно П.Тюленев предостерегает от лишних игрушек и других вещей, не имеющих отношения к развитию малыша.

Подталкивать малыша к сочинению музыки. Всё, что ребёнок играет, придумывая музыку сам, надо внимательно выслушать и позитивно оценить. Это путь малыша к творчеству.

МЕТОД ХЕЛЕН ХАЙНЕР

Хелен Хайнер (Елена Николаева) окончила московскую консерваторию по классу фортепиано, позже переехала в США, где уже около 30 лет работает в музыкальной школе и даёт частные уроки. Она написала при литературной помощи Николая Кузнецова книгу "Стать музыкантом? Легко!", в которой делится своим опытом музыкального воспитания. Опытом, в котором, безусловно, присутствуют некоторые оригинальные моменты. В том числе, и те, которые могут заинтересовать пап имам. На них и остановимся...

Воспитать хорошего слушателя музыки важнее, чем воспитать музыканта. Многое зависит оттого, какие цели ставить перед собой учитель. Хайнер считает, что не стоит специально ставить перед учеником профессиональные задачи. Не стоит изо всех сил (как это принято в российских музыкальных школах) пытаться поднять ребёнка на профессиональный уровень.

Лучший способ музыкального развития ребёнка— обучение на фортепиано. Не слушание музыки, не пение, а обучение игре на фортепиано. Причём, фортепиано, (не скрипка, не блок флейта, не шумовые инструменты К.Орфа), по мнению Хелен, подходит для этой цели лучше всего. Другими словами, лучшие уроки музыки— занятия на фортепиано. Всё остальное (игра в оркестре, пение в хоре) малопродуктивно и потому ненужно. Отсюда вывод: на фортепиано надо учить всех детей. Причём Хелен предпочитает для обучения электронное фортепиано. На нём можно играть разными голосами, что интересно ученику. На нём можно записать и прослушать игру ребёнка. Что тоже важно.

Учить, строго соблюдая правило: от простого к сложному. Этот дидактический принцип, по мнению Хайнер, должен лежать в основе обучения игре на инструменте. Главное для учителя— найти тот постепенный путь (не перепрыгивая через ступеньки), по которому ребёнок сможет медленно, но верно подниматься наверх. В этом и состоит, по мнению американской учительницы, его искусство. Всё чрезмерно сложное неминуемо вызовет у маленького ученика негативное отношения к занятиям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой работе рассказывалось об основных направлениях музыкального воспитания в описательно-повествовательном стиле, при этом автор не показывает своего отношения к тем или иным системам и методам. Отчасти потому, что считает: родители сами могут найти то, что им больше по душе.

Отметим основные положения разных педагогических систем, которые разделяют все их авторы и которые нам кажутся верными.

1. В той или иной форме учить музыке всех детей.

2. Начинать музыкальное воспитание как можно раньше.

3. Учить малышей в игровой форме.

4. Помнить о том, что в дошкольном возрасте главные учителя родители.

5. Постараться самим папам имамам полюбить классическую музыку.

Закончим словами древнегреческого философа Платона, которые за более чем два тысячелетия не утратили своего значения: "Ритм и гармония глубже всего проникают в душу человека и сильнее всего захватывают её, если воспитание поставлено правильно".

Кiлькiсть переглядiв: 768